Заметки на полях…

Опубликовано : 23-12-2009 | В категории : Ментальные карты
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

13

Поскольку я сейчас в отпуске, то голова моя свободна, и мысли в ней бродят по каким-то своим причинам, и на mind mapping сейчас смотрят как бы с высоты птичьего полета. Возникают различные соображения, в основном “глобального” характера, проносятся, забываются или, наоборот, обращают мое внимание на нечто, что может быть интересно – для будущего прояснения… или для некоторых…

… почему-то меня совсем не трогают все эти разноцветные веселые карты из книг Бьюзена и других книг (которые, как правило, представляют из себя свободный пересказ основных положений Бьюзена). Эти названия веток, когда слово изгибается вслед за веткой, опять же все слова под самыми разными «градусами”. (Вот так и навевает выражение «чувак, да ты под хорошим градусом!”), как то рябит сильно… Эта разноцветность и разнопестрость с кучей рисунков самых разных стилей.

Интересно, это только у меня такое ощущение? Кого-то такие примеры вообще “пробивают”?

Вообще мое “вливание” в майнд маппинг было чисто от практики. У меня был сложноватый период в жизни, когда мне понадобилось собраться… и разобраться хорошенько с собой. Я перепробовал несколько “инструментов”, и попался мне xMind, который наконец-то меня удовлетворил. С помощью этой программы я и смог выстроить некоторую структуру – карту моей жизни, которая мне очень понравилась (карта или жизнь? 🙂 ) и помогла. Самое смешное, я даже тогда не знал, что это называется mind map (и тем более, что это карта ума или ментальная карта). Уже заинтересовавшись этой программой, и начав читать про нее и про метод, который она использует, я начал более систематически осваивать майнд маппинг. Когда дело дошло до книг Бьюзена – меньше всего меня убедили его примеры карт. Когда подобная (“Бьюзеновская”) карта еще не разрослась (скажем, до 10-15 топиков) – еще как-то приемлемо. Но затем уже начинает рябить в глазах, фокус теряется и восприятие информации снижается. Я предпочитаю более строгие карты – текст горизонтален, топики более менее однородны по форме, картинки в основном только на главных топиках, на ниже уровнях в крайнем случае маркеры-иконки (маленькие стандартные картинки).

Конечно, есть исключения – я вполне лоялен к “Бьюзеновскому” стилю, когда он применяется от руки и для небольшой карты. Или для детской карты. Или для специфической (напр., изучение разных слов и выражений иностранного языка).

Вообще, переход к визуальному мышлению не всем и не всегда легко дается. Даже не переход (от линейного мышления избавиться невозможно, как от физики Ньютона. Мы еще не йоги и не “воины света”, чтобы плюнуть на законы Ньютона 🙂 ), а перенос части работы на правое полушарие. Некоторым и вообще не дается. А некоторые ухитряются его использовать по всем правилам линейного мышления. Я имею в виду именно мышление правым полушарием, а не вообще его работу (чувства и т.д.).

Тут, кстати, интересный вопрос. Почему среди русской аудитории этот метод (ментальных карт или визуального мышления) идет с таким скрипом? В одной статье мне попалось объяснение такое – русские гораздо больше используют левое полушарие (логика vs чувствам), чем другие нации (под другими имеются в виду, конечно, не африканские народы 🙂 ).

Частично я согласен с этим объяснением (хотя оно и не полное). А кто я такой, чтобы соглашаться или нет с подобным объяснением? Несколько лет я прожил в Испании, и, кроме того, немало покатался по Европе. Много и со многими общался. А еще у меня сын и дочь учились здесь в школе, и я поначалу сильно удивлялся разнице в методах обучения.

Безусловно, русская школа гораздо “сильнее” испанской и, скорее всего, некоторых других европейских школ. И сильна она именно четкой последовательностью, четкой линейностью предметов, их четкой академичностью и, кроме того, сильными нагрузками – как в школе, так и при помощи домашних заданий (здесь домашних заданий, как таковых, вообще нет).

С одной стороны, это хорошо. Наши школьники более энциклопедичны и эрудированы (мой сын, твердый троечник в русской школе, вдруг оказался среди “отличников” в испанской школе). Но, как и “недостатки — это продолжения достоинств”, так же можно сказать, что при перегибании или при обрезании достоинств, они неминуемо рождают недостатки.

Да, здешние выпускники отстают от наших в плане напичканности знаниями. Но они как то цельнее в общем плане. Они принимают решения из общего багажа знаний плюс обязательно контекст ситуации. Я бы даже сказал, что каким-то (лично мне непонятным, но вполне заметным) образом их учат улавливать скорее ситуацию, и под нее подгонять те знания, которые они получают. Очень поощряются разные мнения и разные рассуждения на уроках, даже, казалось бы, не связанные с темой урока.

Очень – даже на первый взгляд чересчур! – демократичное отношение между учениками и преподавателями. Очень свободное. Совершенно нередки случаи, когда ученики обращаются к учителю на “ты”. Особенно, если он молодой (лет до 30-35). Ближе к старшим классам это почти правилом становится.

Тем не менее, уважение к учителю совершенно явное – но абсолютно без боязни и тем более страха. Отношения чем ближе к выпуску, тем более дружеские. После окончания школы абсолютно естественно посидеть с бывшим учителем в баре, запросто общаться с ним как с “равным” (на человеческо-социальной шкале).

Какое отношение это имеет к визуальному мышлению? Мне кажется, прямое. Здесь не так важен результат, как способ, путь к этому результату. Результат никогда не бывает единственно верным, или самым выгодным, что ли… Результатов всегда может быть много – но жизнь одна, и поэтому нужно выбрать какой-то один из них. И ведь даже невозможно никогда сказать, что этот результат был лучшим из возможных – нужно для этого, как минимум, отмотать жизнь назад и проверить, что было бы, если бы я пошел вот таким путем. Нееет, опыт другого вовсе не всегда показателен! Ведь можно делать совершенно одно и то же двум людям – но у них разные характеры, и результат будет совершенно разным! Мы (русские) зациклены на результате. Нам кажется, что должна быть какая-то самая лучшая формула, которая и даст верный результат – в любых ситуациях. А испанцы – на способах. Они как то не особенно учитывают опыт своего конкурента, и планы не очень любят (я работал строителем и прорабом в первые годы здесь, и меня поражало, как они легко могут поменять ситуацию, запросто отойти от плана, но в результате все таки уложиться и нередко сделать красивее задуманного).

Сдается мне, что даже американцы не так зациклены на результате, как мы (хотя принято считать наоборот). И не так строго логичны. Правда, с ними я общался в основном в дружеском плане, не профессиональном. Но способ суждений то все равно виден…

Карты ума очень часто (может даже, в большинстве случаев?) применяются для отражения-фиксации именно способов размышления, продумывания той или иной задачи (проблемы). Не случайно все чаще и чаще говорят, что для мозгового штурма самый лучший инструмент это майнд маппинг. Ну и для структурирования: информации, или опять же какой-то задачи-проекта.

С другой стороны, ментальные карты часто получаются не для результата как такового, а для чего-то по поводу этого результата. Что и ведет к результату, и даже может показаться результатом, но является чем-то… бОльшим? Например, я решаю законспектировать книгу. Начинаю совершенно стандартным способом, я бы даже сказал – линейным, только в виде карты ума. Но сама структура карты очень мягко и совершенно естественно подталкивает меня делать тут же какие-то пояснения (подтопик, или заметка), фиксировать мои мысли (также в подтопиках или заметках), гораздо отчетливее видеть связи между главами или положениями книги (что я тут же могу пометить или цветом или линией связи – стрелками), иногда быстренько поменять ветки-главы местами, или слить их в одну. И добавить что-то даже из другой (похожей или подобной) книги, но четко отделить от этой (цвет, рисунок, ссылка). И т.д. и т.п. В результате получается и результат (сам конспект), и тут же как бы другой план – мои мысли, чувства, возникшие идеи и т.д. Все это одновременно вместе и отдельно – как бы параллельные миры. Я даже могу парой щелчков выводить на первый план либо один, либо другой “мир”. Можно даже сказать, что результат – это уже не конспект книги, он превратился в средство для чего то другого.

Вспомнилось одно рассуждение из какой-то книги Уолша. Насчет 10 Заповедей. Что чаще всего их принимают за “руководство к действию”, за какой-то кодекс правильного поведения. Хотя они – это “резюме”. Это уже результат, это экзамен – если ты УЖЕ можешь сказать, что соблюдаешь эти заповеди, значит ты на верном пути. Это подведение итогов, но вовсе не свод правил. А чтобы стать таким – вся остальная библия с евангелиями. (Вот бы соорудить Библию в виде ментальной карты! – ведь ее структура просто напрашивается на это! особенно постоянные и многочисленные ссылки с одной главы или притчи на другую…).

Про свободу даже неохота размусоливать. Любому непредвзятому человеку, прожившему хотя бы год в Европе, видно, что степень свободы здесь гораздо больше во всех областях. (Даже бюрократия здесь гораздо свободнее, чем должна бы быть по определению – бюрократия все таки!). При чем тут свобода? Да при том, что карта ума гораздо свободнее линейной записи. И способ визуального мышления намного раскрепощеннее линейного. А ведь способ мышления наверное находится в довольно прямой связи к бытию?

И вот еще один забавный пример. Здесь очень много разрисованных заборов, стен, переходов и иногда встречаются надписи. У нас же они исписаны, но иногда встречаются рисунки…

И мне сдается, что чем свободнее мы будем становится, чем демократичнее и дружелюбнее (или терпимее), тем больше и легче будет восприниматься метод визуального мышления, метод майнд маппинга. Это теоретически. Это перспектива. Но, и это может быть гораздо ценнее – ибо это практически! – чем сильнее применять метод ВМ и майнд маппинг в жизни, тем свободнее и демократичнее будет мышление? А следом и бытие? То есть жизнь… Ну хоть на немного может ускорить?? 🙂

А может быть, русским суждено как то “острожить” майнд маппинг? Сделать его более логичным и последовательным (но не линейным!). Чтобы он не напоминал “куст крыжовника”, как выразился один из комментаторов этого блога? Ведь майнд маппингу еще и 40 лет нету. Для революционного способа мышления это детский срок. Линейному то мышлению уже лет этак с 1000! Науки майнд маппинга еще вообще нету. Срабатывает все тот же закон “отрицания отрицания”. Донаучное (долинейное, дологичное) мышление было гораздо более визуальным, люди выражали свои мысли в картинках и музыке. Еще и в магии… Потом произошло отрицание (1) – мышление становилось все более логичным, по правилам, строгим, последовательным, причинно-следственным, временным… (между прочим, хорошая карта ума в каком-то смысле имеет четвертое измерение!), визуальность исчезла почти до нуля.

А сейчас мы свидетели эпохального события 🙂 ! Как срабатывает знаменитое гегелевское “отрицание отрицания” на практике, да еще на самом глобальнейшем уровне – человеческое мышление! Возврат к визуальному мышлению, с ломкой (отрицание отрицания 1) стереотипов тысячелетне-линейного (жуткий термин 🙂 ) мышления, но и с сохранением всего наработанного последним. И немалую лепту тут, наверное, внесет майнд маппинг. Как, интересно, будут мыслить наши ближайшие потомки?

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Комментарии (13)

Спасибо. Первая статья прочитанная мною в блоге. Весьма любопытно. Подписался, чтобы почитывать, чувствую надо ознакомится поближе. Есть совет о статье для новичка и м.б. полезной книжке. Я сам технарь и «отучиться» мысльть линейно-логически для меня даже странно предполагать. С приветом )))

Цитировать

и вам спасибо… обязательно учту.

Цитировать

Статейка интересная, но слишком уж майндмаппинг ради майндмаппинга получается. В конце концов центральная тема (проблема) у карты всегда есть, или альфа- и омега-топики, а значит цель карты должна быть всегда, иначе и карты не будет.
Поэтому, и не ясно что значит «…не для результата как такового, а для чего-то по поводу этого результата.» А книгу в данном примере Вы для чего законспектировать решили? Чтобы в майндмаппинге потренироваться?

Цитировать

Константин, есть такой момент в восприятии человеческом — каждый в одной и той же картине видит что-то свое (помните знаменитую картинку-трюк с молодой особой/старухой?).
Мне вот кажется, что я старался показать, что майнд-маппинг это вовсе не самоцель, а один из способов «Визуального Мышления».
Книги же конспектируют с помощью майнд-маппинга десятки, если не сотни тысяч людей. И эти люди (и я в их числе) считают, что такой конспект гораздо эффективнее, быстрее, нагляднее, чем обычный «линейный». Кроме того, он запоминается гораздо лучше и опять же быстрее.
Кстати, это один из примеров «несамоцельности» майнд-маппинга.
С Новым Годом Вас!

Цитировать

Странно как-то получается, от визуального мышления автор перешел к 4-му измерению и исчезновению визуальности. Может, я что-то не понимаю?

Цитировать

Я не очень хорошо понимаю, что значит «линейность/нелинейность». На мой взгляд, майнд-карты даже более «логичны» чем обычное конспектирование, планирование и т.д.
Они разветвляются — вот и все их отличие. Таким образом, они скорее даже больше задействуют левое полушарие, поскольку подключаются еще оценка-определение, к какой категории относится пункт.
Такой «апгрейд» мышления позитивно сказывается, прежде всего, из-за бо’льшего числа связей. А мышление и память именно на связях и строится, чему подтверждение — многочисленные технологии запоминания (пример — мнемоника).
Таким образом, можно предположить, что к правому полушарию в майнд-картах относится только их «графическая составляющая», а именно — цвета и картиночки.
У меня лично появилась потребность делать разветвление самостоятельно. Сейчас только ознакомился с материалами о майнд-картах. Не понравилось, особенно про картинки и цвета, на мой взгляд — лишнее.
Просто разветвляю обычные строгие записи и все. Думаю, любому технарю это будет удобно 🙂

Цитировать

Конечно, карты ума более логичны — ведь они просто по ходу их составления «заставляют» вас организовывать структуру и искать самые точные ключевые определения. Я согласен, они больше развиваеют И левое полушарие тоже.
Но есть такое выражение — «человек мыслит образами». Происходит сложная дешифровка букв-слов-предложений в образы — в любом случае… даже если вы просто работаете с математическими формулами… И карта ума облегчает и ускоряет эту работу тем, что вместо «слово > образ» мы сразу переходим к «образ». Глаза часто «думают» гораздо быстрее, чем ум. Представьте, что на дорогах вместо дорожных знаков были бы сплошные надписи. Как думаете, замедлилось бы движение? Стало бы оно более опасным (неправильным, нелогичным…) или более безопасным (правильным, логичным)?
Кроме того, карта ума в компьютерном виде позволяет изменять структуру, сортировать, фильтровать, организовывать информацию гораздо легче и быстрее, чем любой линейный вариант проекта (то есть изложенный в текстовом виде сверху вниз и слева направо). И правильная разметка топиков иконками, картинками, цветом и т.д. очень облегчает эту задачу.
Представьте, что вам нужно рассортировать три кучки спичек на «личные», «рабочие» и «семейные» — как вы сделаете это быстрее:
1. Каждая спичка будет подписана соответствующим словом
2. Спички разноцветные: личные — зеленые, рабочие — синие, семейные — желтые.
Какой вариант выберите, если на деньги 🙂 играете — кто быстрее?

Цитировать

скажите почему я не могу писать по русски в стандартном блокноте в Майнд-карт,или бывает пару букв по русски и опять не понятные буквы ,и можно ли поменять стандартный текстовый редактор на ворд или простой блокнот

Цитировать

думаю, под блокнотом вы имеете окно заметок (Topic Notes)?

скорее всего, у вас стоит MindManager 10.1 или 10.2 — в этих версиях русский шрифт в заметках не поддерживался. В следующих версиях — Mindjet 11 и MindManager 14 — русский шрифт в заметках поддерживается. Обновите ваш ММ.

Цитировать

я скачал и установил новый шрифт петербург,работает но чтение не айс с таим написание букв.потом нашел как можно писать в ворд.а вот как обновить не знаю,не могли б вы описать процесс обновления.я в английском дуб!заранее спс!

Цитировать

просто забейте в Гугль «скачать MindManager 14», скачайте и установите (старую версию можете не удалять, версии ММ могут работать параллельно)

Цитировать

и не будет разницы какой из ярлыков открывать??будет запускаться последняя версия??

Цитировать

Конечно, будет. Разные версии — разные программы.

Цитировать

Напишите комментарий