Не позволяй карте командовать!

Опубликовано : 23-07-2009 | В категории : Ментальные карты
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

0

Сторонники mind mapping всегда делятся на две категории. Скажем, одни говорят, что только вручную нарисованные карты могут принести пользу, другие не отрицают этого, но убеждены, что программы-картостроители тоже очень нужны и полезны. Одни говорят, что карта должна обязательно выполнять главные условия, сформулированные создателем и творцом mind mapping Тони Бьюзеном, другие начхали на это и строят карты без этих условий. Одни упирают на чувственную сторону карт, и для них чрезвычайно важно, чтобы все линии были жутко независимыми и извивающимися как змеи и обязательно подписанными — другим гораздо важнее логика и структура ментальной карты.

Сдается мне, что все эти разногласия абсолютно несущественны и даже немножко как бы вредны. Зачем всех стричь под горшок?

И напоминает мне это, к примеру, споры в искусстве. Сторонники Шишкина напрочь не принимают Сальвадора Дали. Коллекционеры кривятся, когда видят репродукцию. Моцарт “смеется” над Сальери, а этот последний никак не может понять, почему ж у него не выходит гениальной музыки после изучения абсолютно всех правил построения.

Для меня все эти споры даже не интересны, поскольку слишком очевидны и их аргументы, и ответы на них. Да, вручную бывает нужно нарисовать карту ума, и интересно тоже, и полезно. Но, друзья, я люблю и рисовать, и ходить по музеям, и просматривать репродукции в книге, и работать в Фотошопе или другом редакторе. И не вижу здесь нигде противоречия.

Иногда линии могут или должны быть изогнуты (только многие жутко с этим перебарщивают – такого наворотят, что карта напоминает цветной клубок черт-те чего с жутким количеством перемешанной информации), но иногда им лучше оставаться поскромнее, поскольку моя цель в данной карте – выстроить четкую логическую схему и все внимание зрителя-читателя сосредоточить на содержании…

Лично для меня главный вопрос (или вопросы) в майнд маппинге такой же, как и в любой другой деятельности:

Действие => Взаимодействие => Цель

И самое интересное, как они решаются в конкретной карте и в конкретной программе.

Ментальная карта не должна быть самоцелью! В карте должно быть заложено действие. Есть огромное количество совершенно статических карт, они как опавшие листья – да, бывают красивые, некоторые их даже коллекционируют… Но они неживые, они были сделаны для того, чтобы выполнить какую-то задачу (законспектировать книгу, разобраться с каким-то делом) или даже просто для красоты. Но есть другие, в них сразу видно движение – через структуру, которая просто заставляет взгляд двигаться в таком-то направлении; через цвет, который веселит, либо раздражает, либо даже кричит; через плавность линий или, наоборот, через их резкую угловатость; через выноски, в которых топик взывает к тебе и и пр. и др.

А иногда каждый (почти) топик карты это приглашение — “а теперь давайте посмотрим-послушаем-сделаем-познаем вот такую штуку…” Еще лучше, если кроме “что” будет предложено и “как”. А иногда и “когда”. (Кстати, моя любимая иконка в MindManager – молоток).

Все в ментальной карте должно взаимодействовать. Даже плавающие топики — это не случайная затычка или то, что некуда приткнуть в карту. Я говорю в топике “что”, а подтопики говорят “как”. Я упоминаю что-нибудь и соединяю стрелкой с каким-нибудь топиком, который дает добавочную информацию к этому. Или я даю ссылку на другую карту или топик или документ… Иногда бывают случаи, что поменяешь ветви местами и воздействие карты сильно меняется. Потому что ветви тоже взаимодействуют!

И я уже не говорю о самом “верхнем” уровне взаимодействия – когда я делюсь картой с другими, когда карта может помочь другому, ведь карта не самоцель!

И от карты не будет пользы, если в ней не заложена цель. Скажем, я составляю карту ума “Моя персона”, которая должна вроде как помочь мне “познать самого себя”. И я записываю туда события, идеи, мои болезни, что читаю, что прочитал, что мне нравится, мои таланты, мои неприятия чего-то и т.д. и т.п. Если я это делаю просто чем-то типа библиотечного каталога и постоянно туда добавляю чего-то – такая карта не сработает! Еще хуже, если шаблон такой карты я выложу на общее обозрение, чтобы помочь (?) другим в познании самого себя (?). Это будет очень медвежья услуга…

Совсем другая будет карта, если ты принял решение изменить себя в каком то аспекте, или добиться чего-то в личном и/или неличном плане. В такой карте будет цель и, вот увидишь!, такая карта просто сама будет строиться и помогать тебе.

Даже возьмем из предыдущей моей статьи “Мастер Карту” – это ни в коем случае не каталожный ящик со всей информацией, что ловится мной в этот ящик! То есть она не должна быть просто этим ящиком, хоть и великолепно структурированным. Гораздо лучше, если перед составлением я отвечу на вопрос “Для чего я составляю эту Мастер Карту”. В зависимости от ответа буду разные карты! Или если через некоторое время ваши цели изменятся, и сильно изменятся к тому же, не забудьте задать этот вопрос снова для вашей Мастер Карты – иначе она затормозит ваше изменение! Вы увидите – вам захочется изменить вашу МК!

В любом случае, нельзя забывать, что карта – это карта. Карта местности — это не сама местность! Карта служит именно для того, чтобы помочь вам сориентироваться на местности, чтобы объяснить кому-то, куда ему двигаться, чтобы найти выход из какой-то ситуации, чтобы дойти куда-то более прямым или более интересным или более быстрым путем и т.д. Карта должна служить вам или другим. Поэтому почаще спрашивайте у своих карт – “ты мне как можешь помочь?” Когда находите где-то карту, попробуйте угадать или понять – для чего и для кого она составлена. Иначе карта будет вами командовать, а не помогать вам!

Карта ума или ментальная карта это всегда некая картина. А в любой настоящей картине renuar14всегда есть действие, взаимодействие и цель. Моя любимая картина Ренуара – портрет актрисы Жанны Самари. В этой картине прекрасно выражено действие самой Жанны. Несмотря на статичность – в ней много действия! И она всегда вызывает во мне отклик – она взаимодействует со мной. Я уже не буду читать лекцию о взаимодействии частей картины и ее цветов, где все работает на именно то чувство, которое она вызывает. Наконец, цель картины – она была у Ренуара, она заложена во взгляде Жанны… Если цель художника (маппера, ага) меняется, картина становится совершенно другой и вызывает другое чувство и по-другому взаимодействует с вами:

renuar34 renuar44
Это все та же (да не та же!) Жанна!

Почаще спрашивайте у карты – для чего она, что заставляет сделать и как может помочь другим (если у нее есть такая цель).

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Напишите комментарий