Карты ума на компьютерах

Опубликовано : 06-08-2009 | В категории : Ментальные карты
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

3

В статье Карты ума — правила составления вы познакомились с правилами составления интеллект-карт. Эти правила вполне понятны для ручного составления этих ум-карт. Как они могут быть применены на компьютере? И чем еще отличается компьютерный майнд маппинг?

Метод мышления, который получил название Визуальное Мышление, был “изобретен” и развит Тони Бьюзеном в 70-х годах. Изобретен в кавычках, потому что визуальное мышление, конечно же, не может быть изобретено. Оно свойственно человеческому способу мышления и присутствует у каждого из нас. У кого в большей степени, у кого совсем незначительно. Тони Бьюзен сделал то же, что сделал Аристотель (логика ведь и до него существовала, но законы логики были неизвестны) или Декарт (геометрия) и т.п. Он приоткрыл законы такого мышления, исследовал их и практически применил на практике, которая стала называться mind mapping. По нашему, значит, составление ментальных карт (карт ума, карт разума).

В то время не было компьютеров. Затем, до 90-х годов они просто не были способны перевести метод визуального мышления на свой язык – не хватало мощности, не хватало графических средств, не хватало интерактивности. Но где-то с середины 90-х появились уже вполне подходящие программы для применения этого метода, и дело пошло. И пошло очень и очень бурно. Каждый год появляются новые программы, каждый год старые мощно совершенствуются.

Вопрос о том, что лучше – рисовать карты руками, или делать это на компьютере — это не

вопрос! Так же как не вопрос – как лучше рисовать, на холсте или в Фотошопе? Ну ведь смешно задавать такой вопрос. Что лучше – писать ручкой на бумаге или в Word’е? Писать открытки на день рождения или посылать их по e-mail? Поехать в Англию изучать английский или на интерактивных курсах в сети с почти живым общением? Думать самому или использовать некоторые программы, которые тебе помогут? Переводить все самому или использовать электронный переводчик?

Любой умный 🙂 человек прекрасно знает для себя ответ на все эти вопросы. Ну а кто не способен к гибкости и я бы даже сказал, диалектичности, мышления – ну для того тут целое море возможностей для споров с пеной у рта.

Так что наша (ага, диалектиков) точка отсчета будет: все хорошо, когда оно развивает и помогает. Плюс присказка о золотой середине. И все будет тип-топ. Когда нужно, я буду рисовать карту на листочке, а когда нужно – на компьютере. Время и степень нужности определяется каждым для себя.

Еще один ежик, который также не дает покоя фанатам ручного вышивания – мол, компьютерные карты все как китайцы (или как коровы) – шибко уж похожи друг на друга. А почему? А потому что они все одной программой сделаны. Интересная фразочка. Интересна так же, как автомат. Ведь я его могу взять у “врага” и развернуть на 180 градусов. Есть куча вышивальщиков, чье вышивание никак не ценится и сами они никак не развиваются. И художники такие есть. И писатели. Потому что все они одной программой сделаны. Из штампов и стереотипов. А насколько разные могут быть компьютерные карты, я показал здесь. Между прочим, все они сделаны на MindManager. А ведь есть еще два десятка программ со своим стилем!

Прежде всего нужно вот что знать – есть программы, которые предназначены именно для составления ментальных карт. Они жестко следуют предложенным правилам. Имеют заранее набор как бы ручных картинок (неприлизанных), их ветви можно гнуть и вести куда угодно, Можно писать на этих ветвях слова и они будут изгибаться вслед за ветвью. И т.д. Это, к примеру, iMindMap, или VisualMind. Но и работать с ними не так то просто, если ваша задача быстро что-то соорудить и структурировать. Поскольку они предназначены как бы для ручного рисования, то они и не шибко автоматизированы.

На другом краю программы, которые сочетаю mind mapping с очень сильной автоматизацией других работ. Имеют встроенный планировщик, импортно-экспортные функции для самых разных форматов, могут быстро схватывать и обрабатывать ваши идеи, великолепно структурируют информацию и управляют ей. И все с упором на визуальный метод работы. Естественно, там нет таких супер-гибко-настроенных инструментов для рисования, как в вышеупомянутых программах. Но тем не менее их гибкости достаточно, чтобы сделать яркую и выразительную карту. Это, например, MindManager, или MindMapper.

И есть как бы посредине – для легкости и быстроты. Они могут работать с круговой дерево-структурой, применяют цвета, могут работать с картинками и т.д., но не настолько гибки и красочны как первые, и не настолько мощны и управляемы, как вторые. Для того, чтобы работать легко и быстро среднему пользователю, используя метод визуального мышления, но не шибко западая на него. Скажем, как Пушкин (ничего себе средний пользователь!) делал рисуночки на своих черновиках, что помогало ему глубже въехать в свои собственные чувства. Самая классная из таких программ, безусловно, FreeMind — еще и тем, что она бесплатная и мультиязычная (включая русский язык).

Теперь давайте вот что рассмотрим – какие есть недостатки в ручном картировании и в компьютерном.

Безусловно, рисование карт вручную имеет кучу достоинств. Но вот чего частенько не хватает: если вам хочется переделать что-то на карте, вам придется почти наверняка перерисовывать всю карту. Если вам хочется перенести ветку в другое место, придется перерисовывать карту. И много других таких камушков, после которых вам нужно перерисовывать карту. Это не то чтобы недостаток – это вот так работает, и у художников в том числе.

Если вам нужно этой картой поделиться – вам нужно будет сделать кучку шагов для этого – сфотографировать или отсканировать, затем передать. И кому то она может и нравится очень, но он бы хотел пару мест для себя подправить, но…

И вот она уже у вас составлена, но вы хотите еще кое-что добавить по содержанию – более подробно какое-то место осветить, но места уже нету. А так хочется еще впихнуть! Все-таки это карта ума, а не просто картинка…

Все это, повторюсь, не то чтобы недостатки, это скорее чаще всего недохватки. Которые можно даже и обойти хитрым способом, но для этого уже почти профессионалом надо быть.

У компьютерных карт тоже есть свои недостатки. И главный, наверное, вырастает из их достоинства – есть куча ресурсов и есть куча готовых решений. Бери и пользуйся. Отсюда и их некоторая шаблонность. Но это не недостаток программы! Это твой недостаток! Нечего кидаться на готовые решения. Думай! Чувствуй! Изобретай! Не перекладывай процесс творчества на компьютер. Да, он может помочь, но не атрофируй твои мышцы! Ищи свои собственные картинки, коллекционируй их. Рисуй сам! Вставляй фотки. Собирай подходящие для тебя иконки. Меняй стили карт. Есть куча возможностей в хорошей программе, чтобы сделать карту очень индивидуальной, выразительной и говорящей.

Другой недостаток – не будешь же везде таскать с собой компьютер. А и не надо! Нет компьютера – есть листок бумаги и несколько цветных карандашей или фломастеров. Какие проблемы?

Еще один недостаток, что вместо руки и пальцев используется мышь и кнопки… Что ж, сейчас компьютеры-планшеты (на экране которых можно рисовать ручкой) уже вовсю доступны. И очень скоро и по цене будут не дороже чем обычный ноутбук. И хорошие программы уже вовсю работают с планшетами – тот же MindManager или iMindMap.

Ну ладно, хорош о грустном, давайте о приятном!

Приятное то, что карты ума на хороших программах получаются замечательные! И плюс с ними можно вытворять разные чудеса. Я об этом писал в нескольких статьях (см. рубрику MindManager на блоге). Хочу еще добавить, что в принципе вы не ограничены только статикой – вы можете вставлять в такие карты не только диаграммы и лихо обновлять их, но еще интереснее вставлять в топики видео и музыку! Почему бы и нет? Пока что это работает немножко не так как хочется, то есть программа обращается к другой программе (аудио или видео плейер), чтобы открыть прикрепленный файл, но уже вот-вот это будет усовершенствовано (iMindMap уже имеет функцию вставки голоса в топик). А умелый может даже с помощью макроса это решить. Представляете – щелкаешь на топик, и он открывается и превращается в экранчик.

Правила. В принципе, чтобы составить хорошую карту с помощью программы, нужно также соблюдать изложенные в предыдущей статье правила. Какие здесь нюансы? Первый это то, что очень соблазнительно писать как можно больше, места валом! Карта не ограничена экраном, а только памятью компа, она может быть с километр величиной. Не поддавайтесь соблазну! Не делайте из топиков абзацы текста. Для этого существуют Заметки Топика, в которых и можете написать свой очерк, и он откроется в добавочном окошке, а не в карте. Можете прикрепить документ к топику. Можете просто сослаться на него, и он откроется при щелчке на нем.

Не пытайтесь уместить все в одну карту. Если видите, что тема уже другая пошла – делайте другую карту и ссылайтесь на нее из текущей. Это очень просто и удобно. Помните о Кузьме Пруткове — “нельзя объять необъятное”. А аккуратно соскладировать его очень даже можно!

Накапливай постепенно свой клип-арт. Гуляешь по сети, увидел картинку стоящую – в мешок ее! Заведи папку для коллекции таких картинок и кидай их все туда. Будет время – разберешься и перекидаешь их в галерею своей программы.

Делай фотки, сейчас это супердоступно, все телефоны имеют камеру. Рисуй сам, оцифровывай свой рисунок – и туда же, в мешок.

Используй стили карт! Практически все уже программы могут раскрашивать линии в разные цвета и придавать им разную толщину, а некоторые и форму. Есть много настроек в стилях – изучи их и используй!

Фон карты также может быть каким-угодно, не обязательно белым или в клеточку. Он и из фотографии может быть сделан, или из рисунка подходящего.

Используй шаблоны. Но именно для шаблонных дел! Скажем, ты заводишь в свою карту все программы, которые есть на твоем компьютере (а или книги). Тебе нужно постоянно  делать подтопики с названием, с размером, с типом, с жанром. Прекрасно. Сделай маленький шаблончик, держи его под рукой, и втыкивай его куда и когда надо.

Не делай карту сверху вниз! Не делай слева направо! Да, конечно, сейчас для тебя еще гораздо удобнее читать именно так. Для меня тоже было гораздо удобнее ездить на велосипеде под рамой, когда я был маленьким :-). Самое удобное – это не то, к чему привык, а то, чему хорошо научился. И нет предела совершенству… В стилях обязательно найдешь разные иерархии топиков. И в виде дерева, и в виде орг-диаграммы, и в виде рыбьего скелета, и в том числе в виде круговой карты. Именно он годится для главного вида, остальные – это уже для второго и третьего уровня топиков.

Учти, что в карте тоже есть поисковик (а в MidManager еще и с алгоритмом Гугля!), поэтому будь очень привередлив, отбирая ключевые слова для топиков, это сэкономит тебе время в дальнейшем!

Чтобы не путаться в картинках – для стандартных топиков-задач применяй маркеры-иконки. Они довольно типовые и четко говорят о предназначении такого топика. А для выразительности и оформления используй уже картинки и изображения. Разделяй то, где должны работать чувства, от того, где они могут помешать.

Маркируй топики специальным текстом. И маркируй их цветом заливки (подсвечивание). Так ты одним взглядом отличишь книги от журналов, срочные дела от важных, и т.д.

Ну вот и все, что я хотел сообщить.

Дело за практикой теперь! Ты можешь составить контрольный список правил, соорудить из него карту, и сверяться с ней каждый раз, когда делаешь новую карту. И так 50 раз подряд! Потом можешь забыть о ней. Она уже накрепко впечатается в твою память.

Пока вы все это перевариваете, я возьму неправильную карту ума и попробую сделать из нее правильную и более удобоваримую. А заодно показать вам вживую все вышеперечисленные приемы.

До следующих встреч!

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Комментарии (3)

Ждем примера для более ясного представления правил))

Цитировать

Как раз сейчас закончил и опубликовал в блоге! Правда не переделка НЕкарты ума, а немножко другое, но именно в эту тему… «Трюки с MindManager«

Цитировать

[…] Ну вот. Хочу пояснить, что я делал упор на ручное рисование карт больше, чем на их составление с помощью компьютерных программ. Это здорово, если вы полностью пройдете через ручную работу (50 карт!). Но если вас гораздо больше волнует их компьютерные варианты – учтите, что сама суть правил АБСОЛЮТНО применима и к ним. Разница в деталях. Повторяю – СУТЬ вы должны поселить в своем уме и обязательно в сердце. А подробнее о компьютерном майнд маппинге мы поговорим в следующей статье. […]

Цитировать

Напишите комментарий