Карты ума – правила составления

Опубликовано : 06-08-2009 | В категории : Составление карт
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

6

Как сказал Козьма Прутков:

Если на клетке с тигром написано “Слон”, не верь глазам своим.

Не все карты ума являются таковыми. Также как не все планы являются планами, не все фильмы являются фильмами, и даже не все люди являются людьми.

Карта ума должна соответствовать определенным правилам, чтобы заслужить названия карты разума или интеллект-карты. Иначе она будет все тем же текстом, только чуток приукрашенным и слегка структурированным.

… чтобы лучше понять дальнейшее, прочитайте карта ума – что это?.

Прежде всего примем к сведению вот что. Эти правила не просто так взял и придумал Тони Бьюзен. Он их сверил с тем, как и насколько их применяли самые известные личности, которые обладали Визуальным Мышлением. Кто это? Это Леонардо да Винчи, Дарвин, Бруно, Сальвадор Дали, Эйнштейн и иже с ними. И прошло уже 40 лет с момента изобретения этого метода, и эти правила уточнялись и перепроверялись и оттачивались. Их немного, совсем немного, но если вы не будете им жестко следовать, особенно в самом начале, вы и не научитесь этому методу. Или научитесь неправильно и не получите всех его преимуществ.

Поэтому первое, а лучше сказать нулевое правило – пока не составишь как минимум 50 карт, ни на шаг не отступай от правил!

И попробуй не только согласиться с нижеизложенными правилами, но и сам понять и почувствовать, почему так важно каждое из них. Попробуй оспорить их! (В комментариях).

Да, вначале тебе будет неудобно их применять, ты будешь сопротивляться и думать про какое-нибудь из них – да нафиг оно нужно! Ничего не случится, если я не буду его применять. Хмм… Вот именно — ничего не случится.. — у тебя. Не произойдет того важного щелчка, когда вдруг все станет ясно, легко и красиво. Как почти в любом деле – сначала все дается трудно, и хочется бросить, но если перешагнешь через свою лень раз, и два, и три – будет легче и начнет нравится, и вот уже ты совсем свободно едешь на машине, или жонглируешь, или щелкаешь задачки, или запросто строишь сайты и т.д.

Делай! Не хочешь – а делай! Твои визуально-мыслительные мышцы еще слабы, им неприятна нагрузка, но, черт, тренировка есть тренировка! Не будешь тренироваться – не сможешь сделать сальто. Вот и все!

Одно примечание перед началом: я буду часто употреблять слово топик. Это английское слово topic, которое часто означает “тема”. Но в применении к ментальным картам “тема” не годится. Значение Topic шире – он также обозначает некую область, которая как-то или чем-то определена. Имеет что-то свое, что ее отличает от другого. Еще он показывает, что это нечто сверху (top… отсюда происхождение русского женского топика :-)), и это так и есть, поскольку содержание топика – внутри или под (тут и появляются подтопики). А еще он происходит от topo – место (отсюда топография), и это тоже работает – положение топиков на карте очень важно. Как видим, это очень емкий термин, его аналога в русском просто нет. Но он постепенно обрусевает. В применении к изучению английского он уже вовсю употребляется. Также он уже завсегдатай на форумах. Ну и т.д.

Поехали!

PaperSheet Очень простое правило. Бумага должна лежать горизонтально. Для компьютерных программ это естественно – экран то более шире, чем выше :-). Тут оно срабатывает автоматически (осторожно! я не говорю о Word’е, где по умолчанию лист положен вертикально! Это для писанины он так положен, а не для рисования). А почему оно так важно для бумаги? А мы уже видели, что карты ума должны максимально соответствовать натуре, eyesестественному взгляду. Поэтому спросите лучше себя – почему у вас глаза не друг над другом?  Почему мы всегда смотрим влево-вправо, чтобы оглядеть пейзаж? Почему стекла в машинах тоже горизонтальны. И телевизоры с вертикальном экраном что-то совсем не в моде. Потому что, наверное, так для нас естественнее. И так будет восприниматься лучше и быстрее.

blanco Самый главный элемент должен находиться в центре. Заглавие книги, название плана, имя человека, о котором эта карта… В центре! Не сверху. Это яблочко в мишени. Это то, вокруг чего варится вся каша. Не от чего, не под чем, не рядом, а вокруг! А если вокруг, то есть круг, и у него есть центр. И больше всего свободы при составлении карты у вас будет, если главный объект – в центре. Этот центр должен быть обязательно цветным! Но этого мало, это центр должен иметь как минимум три цвета! Уж постарайтесь, все таки это центр!

alrededor Все остальное находится вокруг этого центра. Повторяю – вокруг! Есть множество карт, сделанных по стереотипу “слева направо”. Все ветки у них справа. Это годится для второстепенных топиков, но никак для цельной карты. right_treeКарта – это дерево. Да, я видел деревья с ветками только на одну сторону, но мне это совсем не казалось естественным. Это всегда имело какую-то  неблагоприятную для дерева причину. Цельность – это круг. Круг –  символ цельности. Топики на правую сторону – левое полушарие задавило правое. Полинка плачет. (Левое полушарие управляет правой стороной тела).

relationships Все топики обязательно связываются друг с другом (как и в природе – мы часто не видим этих связей, но они есть! Все со всем связано – читай философскую литературу :-)). Обязательно! Иначе это опять будет текст, а не карта. Как может выражаться связь? Ну, конечно, первое – это веревка, цепь, леска… Короче говоря – линия. Особенно важны связи (линии) от центрального топика к первым за ним (главные топики). Эти линии должны быть каждая своего цвета. Тут можно применить и фен-шуй. Цвета не просто цветные – каждый цвет что-то означает. Но об этом не сейчас. Линии не только показывают на топик на другом конце, но и объясняют эту связь. Это может быть слово на линии (слово! ни в коем случае не предложение!), или цвет линии, или даже ее форма. Также можно связывать топики цветами. Зеленые топики – необязательные дела, синие топики – обязательные, красные – срочные дела. Еще можно связывать топики другими линиями – они так и называются: линии связей (или отношений). Это когда есть два объекта, которые принадлежат разным группам, но все же влияют друг на друга. И это сплошь и рядом. Карта, где много объектов никак не связаны, имеет тенденцию превратиться в текст!

words Картинки! Это наиважнейший элемент ум-карт. Картинка заменяет кучу слов. Но еще она во много раз убыстряет чтение и понимание карты. Вместо того, чтобы везде натыкивать важно! важно! важно! важно!, в 1000 раз лучше влепить в эти места иконку с красным восклицательным знаком. Слова еще найти надо, а это… вот представьте, если бы на светофорах вместо красного-желтого-зеленого цвета были надписи (нельзя ехать, можно ехать…) – насколько больше аварий было бы? Реакция на картинку во много раз быстрее, чем на слово. Восприятие скоростное и более точное. И запоминается гораздо лучше. Употребляйте как можно больше картинок! Точных и ярких. Очень часто начинают с рисованием картинок на картах и очень часто перестают их рисовать со временем. Лень. Перестанете употреблять картинки – не будет вам успеха!

keyword Очень важный момент, но и не очень легкий – использование ключевых слов. Карта отличается от листка с текстом своей лаконичностью, сжатостью информации. Не пишите очерков в картах. Каждый топик в идеале должен иметь только одно слово. Но идеалы они… Поэтому правило – как можно более кратко. Карта это как поисковик Гугля. Вы можете в поисковую строку хоть рассказ засунуть, но какой результат получите? Можете и одно слово вставить – опять нет результата (точнее есть… 45 млн ответов… мда…). Гугль – это три самых точных слова. Четыре максимум. Вот так и здесь – чтобы точно в яблочко! Развернуть свою мысль вы сможете позже… и в другом месте. Часто хватает именно одного слова, очень часто – двух-трех. И редко – больше.

meditation Вы медитировали когда-нибудь? Нет? Тогда попробуйте, прямо сейчас – закройте глаза и попробуйте думать только об апельсине. Можете разглядывать его со всех сторон… что угодно делать, но ни одной мыслью не убегать от него. И не превращать его в апельсиновое дерево, в сок по подбородку, в руку, держащую его на пляже и пр. И, конечно, не думать, сколько он стоит, когда ты его ел(а) в последний раз и пр. Давайте – поставьте хронометр на две минутки, и закрывайте глаза…

И? сколько мыслей набежало? Но это самый легкий пример! Попробуйте-ка сосредоточиться на какой-нибудь задаче и ни шаг в сторону! Ух сколько ассоциаций то поперло! Вот так и с подбором ключевого слова. Нужна полная фокусировка на теме. Не то, что нравится. Не то, что хочется. Не все подряд – авось угадаю… Нет, нужна полная концентрация и очень направленный фокус внимания. Не пугайтесь! Это тоже приходит с опытом. И это чрезвычайно полезно. Видите – карты ума просто заставляют вас концентрироваться и медитировать!

На каждой важной линии или узле (это, например, такой кружочек, или овальчик, или ромбик, что хотите… от которого расходятся линии с дальнейшими топиками) (в компьютерном картировании это называется “родительский топик”) почти обязательно должно быть только одно слово! Почему? Потому что так вы имеете гораздо больше свободы в дальнейшем развитии и структурировании карты. Вот я пишу — прочитанные книги… затем перечисляю их. Затем пишу – прочитать книги… Опять перечисляю. Найти книги… А журналы? А электронные книги? А справочники? И все вот так длинно? А как потом структурировать? Поэтому в связи с этим правилом: Прочитано (узел, следующие подтопики – книги, журналы, е-буки, справочники…). Найти (узел, следующие подтопики – те же. Здесь связи линиями. А теперь нам надо связать только книги. Для этого применяем цвет. Книги – синим, журналы – желтым, справочники – черным. Объекты перевязаны и по действию и по своей тематике. Это работает, потому что мы последовали правилу “одно слово на линию (узел)”. Иначе бы мы запутались напрочь.

colors Не жалейте цветов! Три цвета это минимально. Меньше – это просто не карта. Оптимальное количество – 10-15 цветов. Мы являемся людьми еще и потому, что наше восприятие цветовое. Как вы знаете, многие высокоразвитые животные (очень часто собак приводят в пример) имеют гораздо более бедное цветовое восприятие. Да, цвета включают наши чувства – а с чувством все воспринимается быстрее и глубже, кроме того и запоминается гораздо крепче. Но я подозреваю, что они не только поэтому нужны, но еще и помогают воспринять информацию именно так, как этого хочет автор. Вы ведь хотите, чтобы вас правильно поняли? Поэтому, пожалуйста, обязательно решите – какого цвета ваша мысль? Это опять же не только правило ум-карт, это правило для более полной жизни. И практика составления карт ума поможет вам сделать ее полнее! (С помощью этого метода я вылечил постоянные головные боли у трех человек. Если хотите – расскажу).

Пример выразительной карты ума И, наконец, карта должна быть выразительной. Не стесняйтесь! Для того оно и начало, чтобы экспериментировать вовсю. Не рисуйте слонов только серым цветом. Не рисуйте апельсины только оранжевым. Не соблюдайте пропорции. Не делайте правильно! (Вот ни фига – я не ломаю ли все, что написал до сих пор??). А поясню. Мы все жутчайшим образом состоим из штампов и стереотипов. И потому все всё делаем одинаково. Тони Бьюзан нарисовал пару карт для примера, их давай перепечатывать все, рассказывающие об этом деле (чем и я сейчас занимаюсь), и вот интернет наводнился картами, которые отличаются от карт ТБ только разными словами на разных языках. Жуткое дело. Скажу вам по секрету, что все эти карты ни черта не соблюдают вышеперечисленных правил и особенно вот этого последнего. Он нарисовал такие линии и такие цвета и такие формы и такие пропорции для СВОЕЙ карты. И именно такие линии и пр. соответствуют таким ключевым словам, что у него. Копия с другими словами будет совсем не то! Поэтому не копируйте! Смотрите на не только, как красиво сделана какая-то карта – но и почему она именно так сделана. Если вы считаете ее идеалом. Когда поймете – тогда пробуйте сделать подобную, но не такую же! Или же просто копируйте ее один в один… не знаю для чего… для руку набить? Ученики рисования идут в музей и перерисовывают картину мастера. Почему бы им не пририсовать чайку куда-нибудь или еще одно окошко на доме?

Поэтому – лучше экспериментируйте! Тут еще нет Леонардов! И нет Рафаеляв! (Но зато есть куча bluelephant плагиатчиков). Рисуйте синего слона, рисуйте рожицу с тремя глазами, уходите от шаблонов, перегибайте палку, сходите с ума. Особенно если до сих пор вы не рисовали. Самое худшее, если вы начнете с типового домика и с ручки-ножки-огуречек. Хотя для начала и это сгодится :-), лишь бы рисовали! И, между прочим, это тоже упражнение для жизни, а не только для составления ум-карт. Мы все очень стесняемся выражаться в жизни (мат не в счет!) (хотя и он в счет! у 99% он жутко скучный и напрочь шаблонный), или выражаемся очень неоригинально (70% испанцев с 17 до 30 лет обязательно поливаются лаком, чтобы волосы торчали маленькими пучками. Спрашиваю у одного – зачем? Говорит, а чтоб не быть как все. ????).

При всем при этом последнее (уф! наконец-то…) правило говорит: карта должна быть ясной и чистой. Приехали… Ну очень надеюсь, что вы понимаете суть этого правила. Объяснить его очень трудно. Ну посмотрите, например, на сайты. Есть такие, которые выполнили все вышеизложенные правила… и это ужас какая мешанина цветов, связей, картинок и пр. Ну невозможно находиться на нем более 1 минуты, чтобы не началось раздвоения личности. А есть другие – красочные, очень насыщенные, с сумашедшими картинками, с кучей ссылок… и тем не менее все ясно и даже приятно. Понимаете? Так же и картины – на одной картине может быть 156 цветов и она выглядит очень гармоничной и успокаивает. На другой всего 10, но она просто бесит своей аляповатостью. Понимаете? Это особенно поймется, если вы будете не просто составлять карты, но использовать их. Законспектируете книжку, разукрасите карту и увидите, что она ни черта не помогает ни освоению, ни запоминанию. Почему? Потому что думать надо не только о самовыражении, не только о данном топике, не только о том, как поволнистее линию нарисовать и загнуть ее через три топика. Оригинально! Да только вот с толку сбивает. Если вы действительно ПОЙМЕТЕ эти правила, а не только будете слепо им следовать – все само получится!

Ну вот. Хочу пояснить, что я делал упор на ручное рисование карт больше, чем на их составление с помощью компьютерных программ. Это здорово, если вы полностью пройдете через ручную работу (50 карт!). Но если вас гораздо больше волнует их компьютерные варианты – учтите, что сама суть правил АБСОЛЮТНО применима и к ним. Разница в деталях. Повторяю – СУТЬ вы должны поселить в своем уме и обязательно в сердце. А подробнее о компьютерном майнд маппинге мы поговорим в следующей статье.

Учите правила! Не отклоняйтесь от них, пока не сделаете 50 карт! Это очень важно! Mind mapping это не еще одна техника, это не “вау! класс!”. Это другой способ мышления, который обогатит вашу жизнь, позволит вам “зрить в корень”, видеть гораздо больше, работать и учиться гораздо быстрее. Игра стоит свеч! Но без знания правил игры вы не выиграете!

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Комментарии (6)

Спасибо, постараюсь придерживаться предложенных советов и создавать свои карты максимально запоминающимися 😉

P.S. Кстати, блог просто супер! Сегодня всецело посвятил себя изучению Mind mapping, а ваше «Визуальное мышление» мне очень в этом помогает))) Удачи с проектом.

/Подписался на RSS/

Цитировать

Благодарю Вас, за полезную информацию!

Цитировать

Спасибо, наконец то набрел на вводную статью :)))

Было бы не плохо создать раздел, например — для новичков
и там азы выкладывать 🙂

Цитировать

Спасибо! Очень содержательное и понятное изложение! Если честно, то здесь мне даже больше понятно чем в книге самого Тони Бьюзена!

Цитировать

Хорошие советы.. Я совсем недавно об этой теме узнал и кое что для меня ново.

Цитировать

Спасибо. Очень доступно и понятно. Хотелось бы увидеть составление конкретной карты.

Цитировать

Напишите комментарий