Карты рулят

Опубликовано : 24-04-2010 | В категории : Надстройки/Макросы, Применение карт, Составление карт
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

4

На блоге накопилось несколько “рассуждений” о картах, которые не просто карты, а способы организации информации. Такие карты очень облегчают работу, когда у вас скапливается много информации, или когда вам нужно организовать относительно сложный проект.

Давайте обобщим все это дело.

Мне на данном этапе моего мапперства известно о таких способах:


Центральная Карта

Это карта, которая практически ничего не имеет, кроме ссылок на другие карты, а иногда и на другие источники (веб-ссылки, текстовые файлы…).

Это как бы Проводник (тот, что в Windows, ну или Finder в Маке), но Проводник очень настраиваемый и даже в некотором смысле умный.

Очень часто Центральную Карту применяют для того, чтобы организовать вообще все накопившиеся карты. При этом все их организуют под несколькими Главными топиками. Например, Главные топики могут быть: Рабочие проекты, Личные проекты, На сортировку, Галерея карт и т.д.

Затем идут Топики: Рабочие проекты – топики по каждому проекту. Личные проекты – могут быть топики: здоровье, спорт, семья и т.д. Дальше топики структурируются в подтопиках.

Тут (как и для большинства других карт) работает правило 7/3. Кстати, запомните его очень хорошо (если, конечно, еще не слышали о нем), поскольку оно очень сильно способствует максимальной эффективности… и не только для картостроения.

  • Правило 7/3 (семь объектов / три клика)

  • 7 – это максимальное количество объектов, охватываемое одним взглядом. В данном случае лучше не делать больше 7 Главных топиков. И не делать больше 7 топиков в каждом Главном топике. И не делать больше 7 подтопиков для каждого топика.
  • Это правило очень глобально, и исследовано с разных сторон и в разных рабочих ситуациях, и лучше ему верить и применять, чем не знать… или знать, но не соблюдать.
  • 3 – это количество кликов для нахождения желаемого объекта. Автоматически это также означает, что в карте нежелательно делать более трех уровней (Главный топик – Топик – Подтопик). Больше трех кликов – чаще всего непродуманная структура.

Безусловно, “правила придумываются для того, чтобы их не соблюдать”. Но не соблюдайте это правило очень грамотно! Только с четко обоснованным объяснением (самому себе) – почему в этом топике ну никак не избежать включение 25 подтопиков… И почему не хватает 3 уровней для какой-то ветки, и нужны еще “веточки”. Иначе не будет вам радости от Центральной Карты.

Центральная Карта применяется как “Самая Центральная” (как описано выше), так и для больших проектов, которые содержат много (10-20 и более) карт. Тогда из Самой Центральной карты, из нужного топика (название проекта) делается просто ссылка на эту Центральную карту проекта.

В Центральной карте нередко можно встретить , в который включают папку My Maps. Мои личные “исследования”, как это лучше сделать, см. здесь.

Следом по значимости идет

Мастер Карта

Это карта, которая организует большой проект. Таким проектом может быть что угодно: вообще вся ваша жизнь, учеба в университете, или конкретный предмет курса, или именно проект (создание сайта, создание фирмы, запуск продукта, работа с клиентами), или организация сложной информации и т.д.

Главные топики в Мастер Карте могут быть даже такими же, как в Центральной карте. Но если ЦК организует Карты (и другие файлы), то МК организует Действия. Разбитые на Подпроекты. Если в ЦК Главный топик это (почти всегда) фактически Папка, то в МК Главный топик это чаще всего Подпроект. Либо это может быть топик со справочной информацией, либо топик Контактов, где хранятся все нужные контакты именно для этого проекта. И т.д.

Более подробно о Мастер Карте можно прочитать в статье “Мастер Карта управляет информацией”.

Еще один “высокий” уровень картирования —

Тематическая Карта

Это такой организованный склад информации, которую вы собираете по определенной теме. Чаще всего служит для сбора информации с самого начала изучения какого-то предмета. Такая карта гораздо эффективнее, чем собирать отовсюду источники, в которых затрагиваются разные темы этого предмета. А потом их организовывать… пусть даже с помощью ментальной карты. Почему? А подробно описано вот в этой статье.

И, наконец, есть еще такие специфические карты, которые называются

Dashboards

а на русском четкого определения для них еще вообще нет. Я пока перевожу это официально как “Панель управления”. А неофициально эти панели обзываю Дашами. Поскольку dashboard мне больше всего напоминает замечательную, умную, расторопную, очень понятливую и быструю секретаршу. Вот я ею и называю Даша :-). Вообще этот термин крепко вошел в лексикон мапперов после того, как компания Gyronix соорудила великолепную надстройку к MindManager, которая называется ResultManager (ох, когда ж я о ней расскажу поподробнее “по многочисленным просьбам” блогочитателей? Пока что слегка можете прочитать о ней здесь).

Вообще Даша служит для того, чтобы организовать себя (свою работу) в каком-то определенном контексте. Например, карта-план сегодняшнего дня – типичная Даша. Или план на неделю. Или карта-обзор – например, вы соорудили карту, которую запускаете каждую пятницу, для того, чтобы она вас четко провела по тем вопросам, которые вам нужно обмозговать на предстоящую неделю. Чтобы ничего важного не пропустить. Или карта по сотрудникам – чтобы контролировать их работу. Или карта по встречам на этот месяц.

Как правило, такие Даш-карты должны быть динамичными. Поскольку они собирают информацию либо во временном контексте (план на день, на неделю), либо в контексте деятельности (работа в офисе, работа за компьютером, встречи…). Динамичность организуется разными способами (функция напоминаний-будильников, проставление дат в Task Info, функция автоматизации задач в MindManager, выставление ресурсов, категорий, четкое определение иконок и т.д.).

Но самый лучший “управляющий по секретаршам” – безусловно, ResultManager. Он вам поможет “нанять” Дашу с очень четкими, конкретными задачами. Фактически он сделает вам карту по любому алгоритму. Например, я размышляю: мне нужно выяснить, какие у меня планы на 6-11 мая, что я обязан сделать или закончить в эти дни. Какие у меня встречи назначены и т.п. Потому что мне засветила выгодная сделка, а для нее мне нужно эти дни освободить. А у меня, между прочим, 14 карт задействованы в моей работе. Все пересматривать – уффф. Вот я и говорю Даше – дай-ка мне все мои встречи и дела на эти дни. И сразу рассортируй их по важности и по людям, которые также в этих делах и встречах участвуют.

В результате через N минут (зависит от количества и объемности карт) я получаю карту, в которой собраны из всех моих 14 карт все мои дела на эти даты, все встречи и все коллеги, с которыми я в эти дни контактирую по работе. Теперь мне гораздо легче “освободить” меня на эти дни, сделегировав часть моих работ, выполнив другую часть из них до, и перенеся другую часть на после.

Ну и завершу я обзор картой, которая тоже очень важна для “делового” человека (= не разгильдяя :-)) – это

Карта Ежедневник

Нет, это вовсе не список ваших дел на сегодня. Это “дежурная” карта, в которую вы заносите все, что вам приходит в голову во время работы — но лучше бы вам не отвлекаться от этой работы, ища и открывая нужную карту, куда эту мысль (идею, вспомнившийся звонок, который обязательно нужно сделать завтра, какую-то задачку, которую обязательно нужно добавить в такой-то проект, и т.п.) надо запихнуть, пока она не забылась.

Такая карта постоянно дежурит у вас в MindManager, и вы все проносящееся в вашей голове кидаете в нее. А в конце дня ее открываете, и вдумчиво и аккуратно все куда надо распределяете.

По аналогии с почтой, такую карту также можно назвать “Входящие”.

Ну, конечно же, как тут не упомянуть о еще одной разработке компании Gyronix, которая называется , и которая просто фантастически удобно справляется с такой задачей. Автоматизируя этот процесс самым удобным способом. К тому же ей даже не требуется, чтобы MindManager был запущен. Он запустится тогда, когда вы захотите наконец-то в конце дня разобраться с накопленными за день мыслями, что проносились в вашей голове, и которые вы кидали в “накопитель” этой программки. Она сама откроет ММ, сама откроет ваш Ежедневник, и перекинет в него все из накопителя, причем рассортировав, как надо. Кто еще не читал о ней, прочитайте обязательно.

Конечно же, все эти “метод-карты” можно перевязать между собой. И, конечно, есть еще другие интересные методы. Но, думаю, это уже тема не для статьи в блоге, а для целой книжки!

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Комментарии (4)

Здравствуйте. От Ваших статей слюни текут… Прошу прощения, что не в тему, но мне так и не ответили на вопрос, который я задавал в одной из Ваших статей: как ускорить запуск программы MindManager 8? Потому что все сладострастные слова в Ваших статьях, как вода о рифы, — разбиваются и разлетаются на мелкие частицы, при запуске этой потрясающей программы.

Цитировать

Владимир,
прежде всего я бы посоветовал оптимизировать саму Windows.
Для этого есть множество программ. Лично я пользуюсь TuneUp Utilites, которая по многим параметрам оптимизирует систему, плюс работает в реальном режиме (следя за приоритетностью программ), плюс у нее есть «турбо режим», который кроме всего прочего ускоряет запуск программ.
Во-вторых — в настройках MindMananager зайдите в меню Add-Ins (надстройки) и отключите (снимите флажки) со всех тех надстроек, которыми вы не пользуетесь, или которыми предполагаете пользоваться редко. С ММ по умолчанию идет 17 «родных» надстроек, которые все прогружаются, когда вы запускаете его. Уверен, что штук 10 вам просто не нужно.
Когда щелкаете на какой-нибудь из них — в поле Description появляется краткое описание надстройки…
В-третьих — я, например, ускоряюсь еще секунд на 10, потому что при запуске у меня никогда не открывается панель задач (правый край экрана). Во-первых снимите флажок в Настройках (View) с My Maps task pane on startup — чтобы у вас автоматом не открывалась эта панель при запуске. Во-вторых, когда закрываете ММ, чтобы в это время никакая панель не была открыта (иначе он это запомнит, и при следующем запуске именно ее откроет).
Удачи.

Цитировать

Спасибо вам большое, все понятно!

Цитировать

Одно дело ментальные карты (интеллект-карты), другое семантические сети.
Ментальные карты — это как-бы сворованное изобретение. Своровали его психологи. У кого? у ученых. Семантические сети, представление знаний в виде семантических сетей — это давно изобретенная и давно использующаяся технология для отображения знаний, планирования, визуализации. Вообщем, мысль которую я хотел сказать — ментальные карты, как и софт для рисования этих карт очень ограничивает. Для рисования семантических сетей сам пользуюсь NodeMind. Кому интересно вот ссылка:
http://www.nodemind.ua/rus/

Цитировать

Напишите комментарий