А что вперед – курица или яйцо?

Опубликовано : 18-04-2010 | В категории : Применение карт, Составление карт
Приветствую размещение статьи на вашем ресурсе со ссылкой на этот блог

13

Вот я конспектирую книгу. Использую, конечно, технику майнд-маппинга. Законспектировал. Класс. У меня есть книги Стивена Кови. И не просто , а в виде карты ума. Фантастика.

Ага, вторая книга. Очень полезная. Надо ее законспектировать. В виде карты ума. Сделано.

Третья… Десятая… что-то тут не то. Все книги на тему повышения эффективности моей персоны. Но как-то все это… черт его знает… как то опять все по прежнему. Куча конспектов… правда уже в виде карт ума… но почему то особого эффекта не замечается… и восторга уже не вызывает. А говорили, что классно…

Чего-то не хватает. И что-то мне это напоминает… Ага! Было уже такое! Когда я пытался классифицировать все накопившиеся (что то около сотни) книжки и статьи на тему “Интернет-бизнес”. Разбил на кучку подкатегорий – копирайтинг, вирусный маркетинг, партнерки, инфо-продукт, и т.д. И начал путаться – во многих говорится сразу о нескольких или многих темах, куда ж их отнести? Как же все-таки это пологичнее организовать? Ведь сразу то не запомнить и не применить. Надо чтобы все это было легко доступно и быстро находимо на нужный момент… Неплохо бы еще и по автору…

Тогда я так и не решил эту задачу. Плюнул.

И стал думать (точнее, с тех пор у меня в голове что-то поселилось… и само по себе крутится)…

Вот такой вот способ обработки информации – довольно классический. Может даже не ошибочно будет предположить, что так делает процентов 90 людей. Или что на 90 процентов именно так мы обращаемся с поступающей информацией – неважно каким именно способом и инструментом мы ее “складируем”.

Это может быть просто подчеркивание нужных мест в книге. Или сохранение интересных сайтов в закладках. Или распихивание почты по папкам, которых накапливается опять куча, и в которых опять уже другая куча… Или вот конспекты книг, пусть даже в виде карт ума. Или уже десятки карт ума, с которыми непонятно что делать и как организовать (см. выше о классификации моей библиотеки…). Даже метод Центральной карты и Мастер-карты что-то особенно не спасает (а об этих методах см. на блоге – используй окошко поиска…).

Проблема все время “на месте” и, несмотря на вариации, она очень похожа:

— появляется тема, которая меня интересует. Я начинаю ее изучать

— скапливается куча источников. И они не объединены. Ну или как-то объединены. Но всегда как-то не так… и я не знаю, как их лучше всего объединить

— в каждом источнике затрагиваются разные подтемы. Одна и та же подтема может быть в разных источниках. А во многих она вовсе не главная… но под интересным углом рассматривается

— источники сами по себе очень разнородны (подчеркивание, закладки, email, заметки, карты, книги, сайты).

Думаю, что самая главная “ошибка” – это сам по себе склад (склады) источников. Пусть даже очень хорошо организованный. Пусть даже это великолепнейший каталогизатор (каковым может служить и ментальная карта). Точнее – не сам склад, а надежда на него. А что мне нужно то? Я кто? Главный Библиотекарь? Мне вообще что нужно – великолепный склад или образование – то, которое замечательно выражено во фразе: “образование – это то, что остается, когда забываешь почти обо всем, чему тебя учили в школе”.

Короче, я решаю – мне нужно образование. А склад… видно будет. И я это решаю оформить таким образом (тема не важна, важен принцип!):

меня заинтересовала тема “Путешествие по Амазонке”. Крутое, на полгода… Там есть разные подтемы: география (как, где, куда), природа (флора, фауна, климат…), опасности (хищники, ядовитые твари, пропитание, заблудился, супервыживание…), оснастка (одежда, инструменты…), гид (найти гида? или найти пару “попутчиков”, таких же сумашедших, как я?), разрешения (виза, прививки…), подготовка (спорт, выработать нужные привычки, здоровье, приемы защиты от…), люди (аборигены? племена? кто-там живет то?), язык (испанский, португальский), ну и т.д.

Я, конечно, сооружаю карту:

map

Здесь ничего нового нет. Всякий, кто знаком с ментальными картами, тоже соорудит примерно так же.

Дело не в самой карте. Фишка в том, чтобы теперь не сооружать склад из источников. (Можно и сооружать по пути, но лишь как совершенно второстепенную задачу).

Такая карта должна быть сооружена в начале изучения темы. А не тогда, когда накопилась уже куча источников, и вы решаете их организовать в виде карты ума. Уверяю – редко (очень редко!) у кого хватит терпения перелопатить все “по новой”.

Теперь все, что узнается из какого-либо сайта-книги-рассказа-фильма – непременно заносить в карту. И как можно быстрее (иначе опять склад получится – помните, как в анекдоте про мента: сидит мальчик в песочнице, лепит всякие фигурки из песка, а ментов из какашек собак сооружает. Дедушка говорит – что ж ты ментов из какашек делаешь? Делай тоже из песка. Мальчик: пробовал, все равно какашка получается).

Другой момент – не копировать! Не копировать куски текста из сайта-книги-статьи. Обязательно своими словами и покороче, самую суть. И, конечно, такой “пересказ” — в заметку топика, а не в сам топик. Копирование – это просто списывание чужой контрольной. Абсолютно бесполезно. Не получится образования после того, как “забудешь…” (см. красное выражение выше). В редких случаях можно дать ссылку на источник. И пояснить – чем тебя так заинтересовал источник, что аж ссылка на него.

Наконец, последнее – обязательно думать, в какую ветку идет кусок инфо. Нет такой ветки? Сооружу. Ошибся? Перетащу.

Собственно, это и все.

В этом плане гораздо более худшим вариантом будет карта, которая просто будет указывать на источники, пусть даже с подробным описанием, что там в этой книге или сайте содержится. Или даже если она разбита на темы, но там опять в основном ссылки на источники.

Есть мощное “подводное течение” за этим способом:

  • он заставляет активно обрабатывать информацию: я должен совершить действие – занести нужное в мою карту;
  • когда я буду заносить каждый определенный кусок сведений, я должен решить, в какую категорию его отнести. Это усиливает  и направляет активность, и структурирует не только карту, но само мое образование по этой теме;
  • каждый раз, когда я заношу инфо, я кидаю взгляд на всю карту – она все четче и яснее отпечатывается в моем мозгу и памяти; а когда я раскрываю ветку, чтобы занести именно туда кусок инфо – она также все крепче запоминается. Карта сооружается не только в MindManager, но в моей голове!
  • поскольку я решил не копировать, а пересказывать суть своими словами, информация запоминается во много раз крепче, а кроме того:
  • я таким образом развиваю и обогащаю свою лексику + умение находить суть + умение связно выражать свои мысли.

Безусловно, тут нужно будет преодолевать “первородную” лень. Ведь как здорово – почитать сайт и кинуть его в закладки (или ссылку на него прилепить в карту), потом разберусь. Письмо прочитал, перекинул в нужную папку – потом уточню. Книжку прочитал, на полях что-то почеркал, поставил на полку – когда нужно будет, пробегусь по заметкам, что там говорится о пауках, и что о змеях (а книжек то уже 3 десятка скопилось на эту тему!).

Если представить это дело в виде временной шкалы, то в “ленивом” случае на “первоначальный контакт” с источником уходит всего лишь 5 единиц времени, в “активном” же случае уйдет 10-15 единиц. Но затем в ленивом случае я вынужден возвращаться к этому источнику и по новой его просматривать – и так может быть несколько (иногда и много) раз. И вовсе не обязательно, что я вернусь к нему (из-за той же лени), и вовсе не обязательно, что я найду то, что я вроде бы помню, что я это где-то читал. И время на поиск. В активном случае “первоначальный” контакт часто и единственный – я обработал (активно обработал!) все, что нужно и занес туда, куда нужно. Поскольку я обрабатывал активно – оно гораздо лучше запомнилось. Кроме того, оно мне теперь “мозолит” глаза всякий раз, когда я заношу очередное что-то на эту тему. И по этой причине не забывается, а все больше врезается в мое “то, что остается, когда забываешь…”.

Естественно, это относится не только к теме Амазонии, но и к совершенно любой – и к курсу физики  в универе, и к изучению темы управления проектами, и “как улучшить свое здоровье”, и как родить и воспитать детеныша…

И, безусловно, это не панацея на все случаи жизни и майнд-маппинга. Где нужна Мастер-карта, там лучше ее и применять, а где нужна контрольная панель (dashboard) – там опять же лучше не лезть с этим методом. Этот метод – для образования по какой-то теме. Для ее изучения и освоения с максимальным КПД.

Хм… это кажется довольно естественным способом… а кто именно так и делает?

И причем тут курица и яйцо 🙂 ?

Share
Хотите получать новые статьи сразу на свой почтовый адрес?  

Комментарии (13)

Вы правы в том, что активная работа с источником позволяет более эффективно работать с литературой, статьями.
Одного взгляда на свои записи, которые были сделаны в результате активной работы, будет достаточно, чтобы вспомнить сам процесс работы и фактически то, ради чего эта работа проводилась.
Самая большая сложность — это заставить себя активно работать. У меня пока не получается.
А с картами памяти только начинаю работать.

Цитировать

Согласен с предыдущим. наверное самое главное заставить себя очень активно работать!

Цитировать

Отлично, прям с меня срисовано!
И хотя с ментальными картами я лишь начинаю разбираться, в остальном — всё правильно.
Материал накапливается быстрее, чем мы успеваем его освоить. В сутках, к сожалению, лишь 24 часа.
Отсюда и СКЛАДЫ в личных архивах.

Цитировать

Во-истину, аминь.
И главное все мы это и сами знаем, но ведь надо чтобы кто-то четко и ясно написал. И только тогда мы прочитаем и попробуем использовать.
Большое человеческое спасибо за статью, а то когда бы оно еще само там в голове так четко сформировалось 🙂

Цитировать

Бьюзен так и говорит в первоисточнике :
Такая карта должна быть сооружена в начале изучения темы. А не тогда, когда накопилась уже куча источников, и вы решаете их организовать в виде карты ума.

Если Вы изучаете материал

Цитировать

Как и сказанно в конце статьи — это двоовльно естественный способ. Именно так и поступаю. Но единственный момент по поводу составления карты в начале изучения темы.

Если предмет более менее знаком, то такое, в принципе, возможно. Но когда тема новая, приходится просто начинать изучать и делать топики и подтопики по ходу обработки материала. А уже после формировать всю карту…

Цитировать

Автор, молодец. Сам до этого дошел примерно после полутора лет использования mind map. А именно: структурировать информацию не по источникам, а по семантике, т.е. смыслу для достижения своих целей. И всегда отталкиваться прежде всего от своих целей, которые определяют интересные тематики. Деление по источникам, какими бы они важными не были, рано или поздно непременно приведет к состоянию заброшенного склада, ведь сами источники не являются тематиками.

Цитировать

Вывод: не конспектировать книги в отдельные карты, а дополнять, уточнять и детализировать свои тематические карты новой информацией из прочитанных книг, в особо важных случаях указывая источник.

Цитировать

Спасибо! В статье высказана хорошая идея. Не так давно узнал о способе аннотирования книг, чем и пользовался. Но применял только к книгам, а информацию из других источников просто сохранял. К тому же не использовал карты памяти, хотя был с ними знаком, для структурирования информации по книгам и другим заметкам.

Цитировать

Да, отличный метод изучать любую тему…

Хочу немного дополнить. Надо добавить ещё две ветки «ПРАКТИКА» и «РЕЗУЛЬТАТ».
Изучаем книгу, записываем своими словами, набрасываем шаги для реализации у себя, реализуем и заполняем соответствующие ветки.

Это будет настоящее изучение!!!

Цитировать

Спасибо за материал, много думала.
И при чем же здесь курица и яйцо?

Цитировать

Уже 2 недели пользуюсь сервисом для майнд-маппинга. Заменил мне даже незаменимый МайндМанагер.
Плюсы:очень быстро, красиво, фунционально, облачно

Цитировать

Супер! Как раз думала об этом, но точно не знала,как сделать, а тут как по заказу нашла эту статью и теперь мне всё ясно!

Цитировать

Напишите комментарий