Вот у вас задача – предоставить какую-то информацию какой-то аудитории.
Она у вас в виде ментальной карты MindManager (или вы решаете сделать это в виде карты), и вы полагаете, что если для вас классно воспринимать ее именно так, то и другие это обязательно поймут.
Вовсе необязательно! И даже может случиться так, что аудитория на глазах заскучает… или, наоборот, взбесится: “Что это за хрень! Ниччче не понятно!”
Особенно это касается аудитории, которая вообще могла ни разу не видеть таких карт. И таких очень немало.
Не полагайтесь на случай, лучше послушайте других, кто уже прошел через это (кое-что из нижеизложенного и из моего опыта презентаций):
1. Подготовьте аудиторию
Скажите аудитории, что они увидят нечто, что поначалу у некоторых, возможно, вызовет недоумение, но что они довольно быстро поймут, что к чему и почему.
2. Объясните идею ментальной карты
Ооочень кратенько (2 минутки) — что это за зверь (карта ума), ее структура, как ее читать. Ни в коем случае не думайте, что все уже видели ментальные карты раньше и знают, как с ними обращаться. Или, что если вам ну очень удобно работать с этой картой, то и другие быстро врубятся. Нет! Если у вашей карты есть определенная структура и лучший способ восприятия именно этой карты — объясните это аудитории.
Некоторые легко воспримут карту как хороший способ восприятия информации, другие будут жать плечами, и может даже так и не смогут врубиться — это нормально, для некоторых изменение стереотипа вещь почти невозможная.
3. Гибридный подход
Если ясно, что ваша аудитория — люди с глубоко укоренившейся привычкой воспринимать информацию линейно — лучше предоставить ей традиционный письменный отчет, но в котором используются карты в качестве опорных, вспомогательных элементов. Это облегчит им вход в технику визуального отображения, не напрягая таких «линейных» зрителей-слушателей, и даст также хороший мотив для освоения такого метода.
Часто после ненавязчивого показа карт до половины аудитории спрашивают — а в какой программе организована так классно информация (но если она действительно классно организована )?
4. Альтернативная структура карты
Вместо радиального (кругового) макета карты — который сбивает с толку некоторых людей — можно выбрать стиль правосторонней карты, где все ее ветви идут направо и располагаются сверху вниз друг под другом в привычном порядке.
Визуально здесь как бы совмещается вид ментальной карты с традиционной линейной структурой, которая более приемлема для многих.
Пусть содержание вашей карты определит ее структуру. Например, расписание, план или график работ вообще лучше отображать слева направо (стиль организационной диаграммы (Org-chart) в карте) либо сверху вниз (правосторонняя (Right Map) карта), чем радиальной картой.
5. Создавайте карты совместно!
Привлечение собеседников к групповой работе с картой увеличит их заинтересованность и понимание смысла карты. Это может быть сделано как напрямую, так и и через сервисы совместной работы, типа Mindjet Connect или сервисы онлайн конференций, встреч и пр.
Начните разговор с вашей аудиторией с карты, содержащей несколько главных топиков (тем) с ключевыми вопросами или проблемами, которые будете решать. Это сразу покажет, что вы хорошо подготовились к встрече. По мере того, как вопросы задаются и обсуждаются, добавляйте ответы в карту или расставляйте приоритеты, или размечайте датами и т.п. Скорее всего, собеседники будут приятно удивлены, когда будут видеть, как их мысли, идеи и проблемы тут же отображаются на экране (и еще больше удивлены, если через полчаса после окончания получат отчет в любой удобной для них форме! Ведь экспортировать затем карту в документ Word — дело нескольких минут).
Помните — если вы находитесь в режиме Пошаговой Презентации (Walk Through) — вы также можете вносить изменения в карту, не выходя из этого режима!
6. Хорошая организация карты очень важна!
Слишком много главных топиков вокруг центрального топика может сбить с толку и даже раздражает. Организуйте карту как можно проще: 4 — 6 главных топика (ветки) — самое то.
Сбалансируйте карту автоматически — Home > Balance Map — или, если нужно, вручную. Несбалансированная в плоскости показа карта очень плохо воспринимается. Все равно, что неотравненный слева текст или какие попало промежутки между параграфами.
7. Нумеруйте топики
Если вы отправляете кому-то карту, и не имеете возможность объяснить предполагаемый порядок ее топиков — пронумеруйте их! Всего лишь станьте на центральный топик и кликните Home > Numbering. Это поможет другим понять, как «читать» карту — в каком порядке должны рассматриваться ее топики (темы, вопросы, проблемы).
8. Текст топика должен быть лаконичен
Слишком длинный текст в топиках делает карту трудно-читаемой и заставит вашу аудиторию просто «тупо пялиться» — так же, как все это делают, когда видят слайды PowerPoint, которые содержат слишком большое количество слов или пунктов списка. Внимание садится очень быстро!
Для достижения наилучшего результата используйте в топиках точные, значимые слова или лаконичные фразы. Да, это потребует от вас некоторой работы… Всякие подробности, длинные пояснения с графиками и картинками лучше засунуть в заметки топика или в подтопики (и не забудьте «схлопнуть» их) — не перегружайте вашу аудиторию лишней одновременно-показанной информацией.
9. Схлопните карту перед ее представлением
Перед показом вашей карты убедитесь, что карта вначале полностью свернута. Если вы открываете ветку, только один ее уровень должен быть показан за один раз. Показывайте содержимое вашей карты постепенно, раскрывая и схлопывая различные разделы карты. Это дает Вам возможность контролировать количество информации на экране в любой момент, а также снижает вероятность информационной перегрузки.
Запомните две полезных для презентации клавиши:
F3 — выводит ветку выбранного топика в центр экрана, тут же разворачивая ее и схлопывая все остальные ветки.
F4 — делает то же, что F3, но не схлопывает все остальные ветки, а вообще скрывает их. То есть вы видите только ветку выбранного топика.
10. Сведите к минимуму визуальные отвлечения в карте
Скройте посторонние элементы — сведения о задачах (Task Info), картинки, маркеры, теги, ссылки, ярлыки и комментарии — перед показом своей карты. Это позволит вашей аудитории легче переварить вашу карту. Если все это (вышеперечисленное) не имеет важного значения для вашей аудитории — не показывайте этого. Может даже лучше сделать две версии карты: одна, которая содержит всю нужную вам информацию и ваш процесс мышления, и упрощенную версию, которую вы представляете другим.
11. Быстрые клавиши
Демонстрация карты с помощью мыши может также привести к проблемам. Часто лучше выучить и пользоваться быстрыми клавиши в процессе презентации карты. Например, хотя бы этими:
F3 — выводит ветку выбранного топика в центр экрана, тут же разворачивая ее и схлопывая все остальные ветки.
F4 — делает то же, что F3, но не схлопывает все остальные ветки, а скрывает их. То есть вы видите только ветку выбранного топика.
CTRL + D — открыть следующий уровень ветки, 1 уровень каждым CTRL — D.
Стрелки, чтобы перемещаться по топикам.
CTRL + стрелки, чтобы полегоньку скроллировать карту в разные стороны.
CTRL + = или CTRL + -, чтобы увеличить-уменьшить карту.
Потерялся на большой карте? CTRL + Home, чтобы вернуться «домой» — на центральный топик.
Если вам нужно купить справку Ярославль, то заходите на 100справок.рф.